Открытое письмо председателя Системного Общества (SG)
Ариста фон Шлиппе
Берту Хеллингеру от 2 мая 2004.
Дорогой Берт,

мне очень трудно писать это письмо, но я должен его написать. Это письмо будет открытым, поскольку оно адресовано не только тебе, но и коллегам по системной терапии.

В чем его суть: это однозначный отказ от тебя. Внутренне я распрощался с тобой уже давно, хотя долго был под впечатлением от твоей работы. Несмотря на это, я считал, что твои заявления и поступки, по поводу которых я слышал массу критических отзывов, были неверно истолкованы и вырваны из контекста. Позже я пытался оправдывать их более ригидной с возрастом позицией. Я долго старался обходить их молчанием. Когда это стало уже невозможно, поскольку меня постоянно спрашивали, что я на это скажу, я каждый раз подчеркивал, как многому я у тебя научился, что я в тебе ценю, и выступал за то, чтобы явно заслуживающие критики случаи, о которых я во множестве слышал, все же не обесценивали возможность рассматривать расстановочную работу как системную и применять ее в ином смысле и духе.

Я защищал тебя от упреков, усматривавших в твоих взглядах ризомы фашистского мышления, и не раз выражал сожаление о том, что шоу-характер массовых мероприятий обесценивает концепции, дающие интересные и ценные идеи в контексте обучения высококвалифицированных терапевтов. Сегодня я считаю ошибкой, что в 1995 году я пригласил тебя на одно такое мероприятие в Бремене и сам оказался причастен к тому, что этот способ презентации твоих идей привел к их инфляции. Думаю, что из-за колоссального наплыва людей ты утратил чувство меры – и теперь может рухнуть все, что ты создал, а может быть, даже не только это, поскольку сотни, а может быть и тысячи терапевтов, которые ссылаются в своих действиях на тебя, ссылаются и на системную терапию. Книга «Два рода счастья» обозначила твоей подход как системный и с тех пор его связывают с этой моделью.

Я являюсь председателем Системного Общества, одной из двух крупных ассоциаций системной терапии, так что, даже не принимая во внимание моего личного расстройства и разочарования, мне это совсем не безразлично. Со стороны Системного Общества мы старались занимать дифференцированную позицию, не вовлекаться в невежественную полемику и не подхватывать огульную критику, которую можно наблюдать у многих критикующих. Нам было важно четко обозначить границу между той расстановочной работой, которая совместима с системно-конструктивистским мышлением, и той, которая ему не отвечает и с ним не сочетается. Тем не менее бурление и кипение на «системной сцене» продолжается. Я воспринимаю это как исходящую от тебя динамику раскола, и у меня вызывает серьезное беспокойство постоянно нарастающая поляризация.

И тут происходит кое-что еще. Один коллега присылает мне несколько ссылок, пройдя по которым, я читаю такие твои высказывания, как:
«Еврейский народ обретет мир с собой, со своими арабскими соседями и миром в целом лишь тогда, когда все евреи до последнего прочтут заупокойную молитву по Гитлеру». (Из „Mit der Seele gehen“ («Идти вместе с душой») 2001, S. 50).

И «Обращение к Гитлеру»: «Если я уважаю тебя, то я уважаю и себя. Если мне отвратителен ты, то мне отвратителен и я. Можно ли мне тогда тебя любить? Может быть, мне нужно тебя любить, ведь иначе мне нельзя любить и себя самого?» (Из „Gottesgedanken“, S. 247 (в русском переводе «Богомысли» - прим. пер.)).

И одновременно я вижу фотографии, на которых ты въезжаешь в бывшую рейхсканцелярию в Берхтесгадене, твой нынешний дом.

Тут я уже действительно не знаю, что и думать. Или, скорее, у меня появляется куча мыслей! Например, я вспоминаю о том, как был разочарован, когда мой израильский друг, которому я дал посмотреть твое видео о работе с жертвами Холокоста и их потомками, сказал мне, что от возмущения тобой и твоим высокомерием он не смог досмотреть его до конца.

Сегодня я думаю, что ошибся в тебе (и за это я, конечно же, должен отвечать сам). Я не сумел увидеть того, что очень остро воспринял он – или теперь ты скажешь, что как еврею ему нужно было сначала склониться перед своими родителями (погибшими в концлагере польскими евреями) или в соответствии с «Богомыслями» перед Гитлером? Берт, это уже слишком! Твои заявления в этом «Обращении» представляются мне расплывчатыми оценочными суждениями, настолько общими, что они относятся ко всем и каждому, – каждый человек имеет право на признание своей человеческой сути и уважения к ней, даже если он отказал именно в этом праве миллионам других людей. Гитлер остается символом самых глубоких и дремучих заблуждений, в какиетолько может впасть или какие только может активно принять человек в особой исторической ситуации. И релятивировать это было и остается ошибкой, какие бы понятия и описания для этого ни использовались.

Так что сегодня я хочу занять четкую позицию по отношению к тебе – не прячась за общими словами или коллективной позицией Общества. Я должен и хочу сказать это совершенно прямо: я не разделяю и не поддерживаю то, что слышал от тебя и о тебе в последние годы - ни категоричную каузальную атрибуцию, ни крайне усеченные идеи по поводу психосоматических взаимосвязей, ни представление о причастности «истине», ни становящиеся все более общими сентенции о мужчинах и женщинах. А твои последние заявления – в связи с переездом в дом Гитлера – на мой взгляд, представляют собой просто невероятное отсутствие чутья. Это же просто невозможно! Это не укладывается у меня в голове! Мой отказ относится к любой форме абсолютных и тоталитарных описаний, в которые ты, по-моему, уходишь все больше.

Все это было бы твоим личным делом или делом какой-то группы, возможно, типа секты. Но те концепции, которые ты используешь и пропагандируешь, отчасти взяты из системной семейной терапии, и публика отчасти отождествляет их с ней. Знаешь, какой вред ты причинил этим системной терапии? Наверное, ты скажешь на это что-то умное, в том роде, что ты не отвечаешь за то, во что превращают твои идеи твои ученики – ах, я забыл, у тебя же их нет. Нет, я считаю ответственным тебя! Ты взял на вооружение и развил концепции, которые применяются и могут продолжать применяться в контексте системной терапии – если использовать их с профессиональной осмотрительностью и аккуратностью. «Расстановочная работа по Хеллингеру» не имеет ничего общего с системной терапией, как я ее понимаю! Был шанс – и когда я познакомился с тобой в конце восьмидесятых, я думал, что так и будет, - что эти концепции добавят системной терапии интересных граней, что ты предложишь ряд эвристических методов, которые позволят лучше понимать происходящее в системах, и созданные на их основе полезные для терапии инструменты. Поэтому, вопреки определенному сопротивлению, я позаботился о том, чтобы раздел об этих концепциях вошел в «Учебник системной терапии и консультирования».

Многие идеи, с которыми я у тебя познакомился, я по-прежнему считаю вдохновляющими и зачастую полезными возможностями. Но я вижу, как своими немыслимыми комментариями вкупе с позицией всезнания ты сам обесцениваешь все то хорошее, что ты создал, выставляя в двояком и смешном свете не только себя, но и системную терапию. Именно об этом я и сожалею больше всего: ты мог бы способствовать развитию психотерапии в целом. Но твое собственное развитие пошло иным путем.
Si tacuisses, Берт! Прощай.




НАЗАД
Made on
Tilda